Как открыть автоломбард
Многие люди сталкиваются в жизни с различными ситуациями, решение которых требует вложения крупных сумм денег. Богатые родственники есть не у всех, а взять кредит в банке достаточно непросто: во-первых, нужно собрать множество документов, во-вторых, период принятия решения занимает несколько рабочих дней, а в-третьих, нет никакой гарантии, что даже человеку, который имеет стабильный доход и кристально чистую кредитную историю будет выдан кредит в нужном объеме.
Чтобы быстро решить проблему, люди готовы идти в ломбард, чтобы заложить технику, драгоценности и другое ликвидное имущество. Растет популярность и автомобильных ломбардов, поскольку сегодня машина есть в каждой среднестатистической семье и не является атрибутом роскоши.
Как построить бизнес
Прибыльность ломбардов не вызывает никакого сомнения. Для рынка России выдача кредитов под залог транспорта – относительно новое направление, которое только набирает обороты. Прежде, чем планировать открытие такого бизнеса, следует хорошенько взвесить свои финансовые возможности, чтобы избежать неоправданных рисков.
С чего начать построение бизнеса:
- провести анализ рынка;
- найти место для офиса и стоянки;
- оформить разрешительные документы;
- нанять персонал;
- разработать маркетинговый и финансовый план.
Какие расходы будут связаны с запуском бизнеса:
- аренда или покупка офиса для работы с клиентами и стоянки для машин;
- закупка офисного оборудования;
- разработка и реализация рекламной компании;
- выплата зарплаты сотрудникам;
- оплата услуг связи и коммунальных услуг;
- деньги, которые в качестве кредитов будут выдаваться клиентам.
На начальном этапе для построения бизнеса, без учета суммы на выдачу займов, понадобится до 0,5 млн. рублей. Сумма, которой нужно располагать для предоставления кредитов, составляет около 200 тыс. долларов. Эксперты говорят о том, что бизнес окупится через 2 года после его запуска.
Схема, по которой все работает, проста:
- От клиента поступает заявка на получение кредита.
- Проводится оценка залогового имущества.
- Заключается договор.
- Заемщику выдается кредит.
Кто является потенциальным клиентом?
Кредиты под залог личного транспортного средства – это услуга, которой чаще всего интересуются физические лица, представители малого или среднего бизнеса. Это люди, имеющие средний уровень дохода. Деньги, которые они получают, используются для развития бизнеса, погашения задолженности, оплаты лечения или обучения и т.д. Клиентами автомобильных ломбардов становятся люди, которые хотят получить деньги быстро и без излишних проверок.
Как рассчитать ставку по кредиту?
Процентная ставка зависит от его общей суммы, а также периода действия кредитного соглашения. Чем большая сумма выдается клиенту и чем длительнее период кредитования, тем выше процентная ставка. Например, кредит в 100 тыс. рублей на 10 дней можно взять под 3%, в то время как такую же сумму на месяц дадут под 5-6%. Низкая ставка по займу может быть установлена, если деньги выдаются на совсем короткий период (3-5 дней), при этом оценочная стоимость залога должна существенно превышать сумму кредита.
Пролонгация договора
Продление договора по желанию клиента – это обычная практика в работе автомобильных ломбардов. Однако, при пролонгации повышается процентная ставка. Например, изначально договор был заключен на 15 дней, но заемщику не удалось собрать нужную сумму денег к указанному сроку. В этом случае контракт продлевается, однако, ставка по новому соглашению уже будет намного выше.
Некоторые компании берут с клиента дополнительную плату за пролонгацию договора. Эта сумма может составлять около 1% от размера займа.
Оценка залогового имущества
Оценку имущества проводит нанятый ломбардом эксперт. На размер оценочной стоимости влияют любые недостатки, которые есть у авто: малейшие вмятины, царапины, поломки, которые будут обнаружены в ходе осмотра, снизят рыночную стоимость машины, от которой будет отталкиваться ломбард при определении размера кредита.
Что влияет на результаты оценки:
- модель машины;
- возраст авто;
- уровень износа;
- количество километров пробега и т.д.
В качестве залога не могут выступать:
- автомобили, взятые в кредит, если кредит еще не был выплачен;
- авто после аварии;
- иностранные авто, которые старше 15 лет, а также российские и китайские машины, возраст которых от 6 лет;
- если машина слишком дорогая, ломбард не захочет ее в качестве залога. Это связано с тем, что такую машину будет нереально продать, если заемщик не выплатит кредит и машина останется в собственности автоломбарда.
Важные аспекты деятельности
Площадь стоянки играет роль в работе автомобильных ломбардов. Если стоянка полностью заполнена залоговым транспортом, компания вынуждена приостановить деятельность по выдаче новых кредитов и заниматься обслуживанием действующих.
Средняя продолжительность выдачи кредита одному клиенту – 30 дней. По истечении этого срока он должен выплатить набежавшие проценты и тело самого кредита. Договор может быть продлен при условии выплаты процентов. Однако, многократное продление контракта с клиентом лишает смысла подобные займы, поскольку они становятся очень дорогими и невыгодными для заемщика.
Условия договора позволяют кредитору в случае невыплаты кредита компенсировать понесенные им убытки за счет реализации залогового имущества. У заемщика есть некоторое время, чтобы выполнить свои обязательства, обычно это период от 4 до 6 месяцев. Если ситуация не меняется, машина выставляется на торги или реализовывается другим способом, который указан в договоре. Практика показывает, что в автомобильных ломбардах остается до 10% залогового имущества.
Разрешительная документация
Ломбард регистрируется как ООО, ЗАО или ОАО. Коды ОКВЭД, которые нужно включить в устав компании касаются возможности выдачи краткосрочных кредитов под залог движимого имущества (65.22.6); оказания услуг по хранению матценностей (67.13.5.); предоставления консультационных услуг (74.14).
Документы, которые нужно собрать, чтобы функционирование компании было законным:
- свидетельство о госрегистрации;
- статут;
- бумаги на офисное помещение (договор аренды/свидетельство о праве собственности на недвижимость);
- заключение СЭС и пожарной инспекции;
- документ о взятии на учет налоговой службой и Федеральной службой по финмониторингу.
Какие требования выдвигать к офису и парковке
Открытие автомобильного ломбарда предполагает, что у компании должен быть офис, куда будут обращаться клиенты, а также автомобильная стоянка, где будет храниться залоговый транспорт. В помещении обязательно нужно предусмотреть хорошо защищенное рабочее место для кассира (пулеустойчивое, оснащенное тревожной кнопкой), а также хранилище для наличных средств.
Важно, чтобы стоянка охранялась и была оснащена видеонаблюдением. Клиенты должны понимать, что их имущество будет под постоянным надзором, и они получат его обратно после выплаты кредита в том же виде, в котором сдали в ломбард. Поскольку вся ответственность за сохранность транспорта ложится на кредитора, он должен позаботиться об аренде мест на платной парковке или найме штата охраны. Решение данного вопроса зависит от множества факторов. Например, в больших городах компании имеют разветвленную сеть представительств, которые функционируют по всему городу, и собственную стоянку на окраине, куда привозят для хранения залоговый транспорт.
Персонал
К персоналу автомобильного ломбарда должны выдвигаться особые требования в связи со спецификой работы. Важно, чтобы грамотно велся документооборот, соблюдалась служебная дисциплина, а каждый отдельный сотрудник отличался профессионализмом.
Кого нужно нанять для полноценной работы компании:
- консультанта, который будет работать с клиентами и отвечать на все возникающие вопросы;
- сертифицированного оценщика;
- кассира;
- охранника;
- бухгалтера.
Этот список можно дополнять и расширять в зависимости от специфики каждой отдельной фирмы и количества сделок с клиентами.
Маркетинг и реклама
Разработка маркетингового плана и четкое ему следование – важный аспект в раскрутке бизнеса, который оказывает непосредственное влияние на привлечение новых клиентов. Нужно использовать все возможные варианты рекламы:
- создание собственного сайта;
- продвижение в сети;
- оффлайн реклама;
- печать и раздача листовок;
- информация в СМИ: телевидение, радио, печатные издания и т.д.